В чем смысл книги «Кудесник в городе богов»?
Денис Морозов, писатель и исследователь мифологии
Кудесник в городе богов, роман, фэнтези, детектив. Скачать бесплатно.
В аспирантуре я занимался темой, название которой может показаться заумным: «Этимология древнеславянских мифонимов». Мифоним – это имя мифологического персонажа. Например, Зевс, Афина и Аполлон – это мифонимы. Я занимался исследованием древнерусских имен, таких, как Перун, Дажбог, Стрибог, Мокошь. В поле зрения попадали и мифоперсонажи второго ряда, такие, как Марена, Ярило и Кострома. Последних нельзя назвать божествами. Это были куклы, которых крестьяне выносили в поле во время ритуала проводов зимы и встречи весны. В случае с Ярилой – проводов весны и встречи лета. Такую куклу топили в воде, сжигали или разрывали, а после солому, которой она была набита, разбрасывали по полю. Этот ритуал должен был обеспечить хороший урожай, «чтобы земля хорошо родила».
Меня очень заинтересовала этимология имени Кострома. Сразу скажу, что это не название города. Город назван по реке, на которой стоит. Есть ли у реки связь с мифонимом – это глубокий научный вопрос. Я стою на позициях научного скептицизма, поэтому простое совпадение форм не принимаю за чистую монету. Название реки («гидроним») может оказаться древнее и архаичнее, чем мифоним. Оно может выводиться не из славянских, а из финно-угорских корней.
Зато с самим мифонимом «Кострома» нет никаких проблем. Он ясно выводится из слова «костра», которое в наше время подзабыто. Может показаться, что «костра» - это то, как чукча называет костер. Действительно, связь между «кострой» и «костром» самая прямая. Костра – это отход, остающийся после трепания льна. Он высыхал и очень хорошо горел, поэтому его использовали для розжига огня. Можно сравнить его со стружкой.
Ритуальных кукол во время календарных обрядов чаще всего сжигали, поэтому и набивали их горючими материалами – соломой или кострой. Этимология, как говорят в таких случаях, прозрачна. Кострома – это кукла, набитая кострой.
Обряд проводов Марены совпадает с проводами Костромы. Оба календарных обряда имеют один и тот же смысл – окончательного расставания с зимой, встречу весны и ожидание приближающегося лета. То, что в разных регионах аналогичные персонажи имеют разные имена – это обычное явление в древнем мире. Лишь во времена складывания единого общества в рамках развитого государства появляются общие имена богов и фольклорных персонажей. В догосударственную эпоху в каждой области местных божков называют по-своему.
Эти исследования привели меня к наблюдению, что Марена и Кострома – это практически один и тот же персонаж с разными именами. При этом Марена, судя по всему, в календарном обряде символизировала период умирания природы, то есть зиму. Ее «похороны» - разрывание на части и разбрасывание останков, утопление и сожжение – выглядели, как веселое действо, во время которого народ радовался от души, потому что ждал возрождения природы и доброго урожая.
Мне захотелось проиллюстрировать эту идею. Я прибег к художественной реконструкции, проще говоря, написал роман в жанре фэнтези, в котором действуют архаические божества и фольклорные персонажи. Специально для иллюстрации этой идеи я создал детективный сюжет. В город богов, где властвуют правители мироздания Перун, Род и Велес, проникает красавица Кострома и влюбляет в себя владыку Перуна. Неизвестный злодей покушается на первого воина горнего воинства, Перун впадает в забытье. Его потеря ослабляет рать богов. Активизируются демоны, которые стремятся взять цитадель богов штурмом. В события вмешивается герой – смешной и слабый человек, прохиндей, выдающий себя за волшебника. В начале истории он мелкий обманщик, но в конце понимает, насколько ценен волшебный мир, в котором он оказался, и встает на его защиту, не щадя живота своего.
Его расследование дает неожиданный результат. Оказывается, что под маской красавицы Костромы скрывается злодейка, богиня зимы Мара (Марена), которая задалась целью уничтожить и богов, и демонов, чтобы установить на всей земле царство вечного холода. Люди помогают богам в меру сил и способностей. Они проводят ритуал, во время которого разрывают куклу Костромы-Мары и сжигают ее.
В этой художественной реконструкции я попытался восстановить архаический миф о хозяйке зимы, которая всеми силами пытается задержать приход лета. Получив дополнительное образование психолога, я начал интересоваться и психологическим аспектом этого ритуала. Что было на уме у людей, выходивших в поле с этой куклой 150-200 лет назад? Что их мотивировало? Какие мысли вызывали в них бурное веселье, которому они предавались во время календарного праздника?
В наше время у нас уже нет тех, старых преданий, которые вызывали в них столько эмоций. Нам непонятны их мысли. Обряды кажутся лишь набором бессмысленных, иррациональных действий. У современного человека не возникает никакого желания их повторять.
Но стоит восстановить древнюю сказку, и становится понятно, откуда берутся мысли и чувства людей – наших предков, которые повторяли эти обряды и празднества в течение многих веков. Стоит вникнуть в течение их мыслей, как люди старых времен становятся понятными. Эта тема и раскрывается в моем фэнтези-романе «Кудесник в городе богов».