Мифы народов мира

www.mythology.ru: сайт Дениса Морозова

Славянская мифология

 

Автор: Денис Морозов

 

История славянского мира

 

Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.

 

За это время их воззрения претерпели существенные изменения. По мнению наиболее выдающегося исследователя славянского язычества, академика Б.А. Рыбакова, последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков. 

 

Славянское язычество

 

Збручский идол: славянское язычествоИсторию развития славянского язычества вкратце можно представить так:

Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.

 

Затем наступила эпоха великих богов. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).

Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих хтонических противников.

 

Главный славянский миф

 

Славянская мифология: вещая птица ГамаюнВ настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия с драконом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. Все это свидетельствует о невероятной живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как важнейшие символы нашего сознания.

 

Хозяин Неба Сварог

 

Славянская мифология: битва богатыря со змеемРазвитие славянского язычества нельзя свести только к процитированной выше периодизации, почерпнутой из творения осведомленного древнерусского книжника. На определенном этапе становления древней славянской религии важнейшую роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел. Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо.

 

Сыновья Сварога

 

Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей - Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл важную роль в представлениях древних славян. В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца.

 

Богини и боги славян

 

Славянская мифология: полуконьКроме них, восточные славяне поклонялись также Велесу, богу скота и богатства, Стрибогу, богу ветров и бурь, Хорсу, также связанному с солнечным культом. Бог Ярило нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы. Значение некоторых богов остается загадочным: таковы Троян, целых четыре раза упоминаемый в "Слове о полку Игореве", и Семаргл, которого чаще считают богом семян и растений.

 

Были в славянском пантеоне и богини: Макошь, богиня собранного урожая и гаданий, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронных обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра - крады. Богиня Морена мыслилась как богиня темных сил природы - зимы, холодов, возможно и смерти.

 

Русалки, лешии, водяные

 

Славянская мифология: русалкиКроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен.

 

Перун - главный бог князя и военной дружины

 

Создание славянской государственности в вызвало выдвижение нового социального слоя - князя с дружиной. Выдвинулся среди богов и их покровитель - громовержец Перун, первоначально занимавший не самое значительное место. Князь Владимир, находясь на вершине процесса создания единой русской государственности, задумал придать языческой религии общественно значимый государственный характер. С этой целью в 980 году он установил единый пантеон, обязательный для почитания всеми его подданными. В этот пантеон вошли: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

 

Пантеон князя Владимира

 

Славянская мифология: капищеМокошь оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне. Перуну был придан характер главы всех богов: ради этого голова его была отлиты из серебра, а усы позолочены. Однако реформа не удовлетворила князя, строившего единое государство. Несколько лет спустя он решился на принятие христианской религии, активно распространяемой самым могущественным государством того времени - Византийской империей.

 

Двоеверие на Руси

 

Славянская мифология: Иван-царевич и серый волкВ 988 крещение Руси совершилось, однако языческие поверья были вытеснены новой верой далеко не сразу. Еще около двух веков сохраняло так называемое двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов и утверждением нового религиозного сознания. В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до ХIХ века, когда они были исследованы и осмыслены этнографами. Следы сюжетов древнеславянской мифологии сохраняют также былины, волшебные сказки, загадки, узоры на традиционных народных вышивках, резьба по дереву и многие другие проявления народного творчества. Многие из образов, порожденных славянским язычеством, мирно сосуществуют с веком научно-технической революции, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.

 

На иллюстрациях:

 

1. Садко в подводном царстве. Картина художника Ильи Репина.

2. Збручский идол наиболее ярко хранит память о древнеславянском мироздании и пантеоне богов

3. Вещая птица Гамаюн. Картина художника Виктора Васнецова.

4. Богатырь и поверженный змей

5. Полуконь (полкан) - славянский кентавр

6. Константин Маковский. Русалки. Фрагмент.

7. Славяне на капище

8. Виктор Васнецов. Иван царевич и серый волк. Фрагмент.

 

Сказки и мифы волшебной Руси

 

Авторский цикл писателя-фантаста Дениса Морозова

 

В книгах Дениса Морозова оживает сказочный мир Золотой Руси. Люди и древние боги живут тут бок о бок, как в сказаниях Гомера. Нечистая сила творит безобразия, а герои жертвуют самым дорогим, чтобы спасти мир от беды.

 

Цикл содержит 4 произведения:

 

 

Вместе с героями повествования читатель совершит путешествие в небесный мир, где в серебряной крепости под названием Белая Вежа живут богини и боги древнеславянского пантеона, такие, как Перун, Велес, Дажьбог и Мокошь. С волком-оборотнем Горихвостом или хитрым кудесником Немилом Милорадовичем мы окажемся в чаще зачарованного Дикого леса и погуляем по Туманной поляне, на которой растет исполинский дуб Мироствол, достающий до алмазного небосвода.

 

Мы поучаствуем в апокалиптическом сражении между богами и бесами и ужаснемся за мир людей, который вот-вот утонет в бурных волнах огненной реки Смородины.

 

А в промежутках между страшными приключениями мы сможем поболеть за маленьких, но храбрых светляков, освещающих Туманную поляну своими фонариками. Кому-то эти герои могут показаться малышами, но испытания, через которые им предстоит пройти, не по плечу и гигантам.

 

И, конечно, мы встретимся с обитателями волшебного леса: лешим Распутом, русалкой Шипуней, болотником Колобродом и бесом Вахлаком. Страшно интересно!

 

Черная книга Дикого леса

 

рассказ

 

Черная книга Дикого леса: интересная книга в жанре славянское фэнтезиЗачарованному лесу угрожает опасность! Жадные мужики из соседней деревни Грязная Хмарь решили разграбить сокровища, что хранятся в пещере под исполинским дубом Миростволом. Но древо миров нельзя трогать – если его подкосить, то рухнет мир, в котором мы все живем. Жадность затмила разум старосте Воропаю и его односельчанам.

 

Вся надежда – на оборотня Горихвоста, ловко превращающегося в волка. И надо же такому случиться: его друзья по волшебному лесу, среди которых он прожил столько лет, обвиняют его самого! Пропала главная ценность: колдовская черная книга, с помощью которой из преисподней можно вызвать самого князя тьмы. И в похищении подозревают героя. Как тут не взвыть от тоски? Столько сил потрачено на охрану своего маленького заповедного мирка, а тут такая беда.

 

Горихвост не позволит опорочить свое честное имя. Он не вор, не предатель и не изменник. И глупый староста Воропай, который не ведает, что творит, получит достойный отпор. Настоящий злодей будет найден, даже если ради этого из пекла должен будет явиться князь тьмы.

 

Огни в зачарованном лесу

 

рассказ

 

Огни в зачарованном лесу: сказки и мифы волшебной РусиВ заповедном лесу разгулялась нечистая сила. Бес Вахлак с приятелями: оборотнем Горихвостом, лешим, русалкой, водяным и прочими тварями устроили шабаш. В разгар веселья совершается преступление: посреди летнего солнцепека заморожено целое озеро, а с ним - прекрасная нимфа Водолея. Дело осложняется тем, что украден волшебный посох у сурового языческого божества Велеса. Двум героям, маленьким светлякам, освещающим чащу своими фонариками, грозит беда. Они берутся за расследование, чтобы спасти себя и собратьев по волшебному лесу.

 

В рассказе вы найдете:

 

Заповедный лес и нечистую силу
Волшебных героев
Загадочное преступление
Персонажей русского и европейского фольклора

 

Кудесник в городе богов

 

роман

 

Кудесник в городе богов: сказки и мифы волшебной РусиХитрый пройдоха Немил Милорадович, выдающий себя за кудесника, попал в жуткую передрягу. Князь тьмы решил «наградить» его за колдовство вечным мучением в пекле, и послал подручного беса отнять его душу. Немил в ужасе, его жизнь висит на волоске, бес вот-вот перережет ему горло зазубренным серпом.

 

Единственная надежда – на горних богов, обитающих на алмазном небосводе в неприступной Белой Веже. Но вот беда: до сих пор Немил ни во что не верил, а богов считал выдумкой, годной лишь на то, чтобы стращать легковеров. Как нелегко примириться с мыслью, что мир не так прост!

 

Герою везет: сам громовержец Перун решает взять его в слуги перед грандиозным событием – свадьбой с красавицей Костромой. Немил на седьмом небе: побывать на свадьбе богини и бога – его мечта. И тут случается новая катастрофа: прямо в разгар торжества Перун падает, отравленный неизвестным злодеем.

 

Обвинения сыплются на голову человека, как из дырявого мешка. Так легко винить во всем чужака, попавшего в мир божеств и горних духов благодаря хитрости и упорству. Но Немил не из тех, кто сдается.

 

И пусть суеверы пугают тем, что в зловещий месяц чернец не избежать конца света, пусть говорят, что отравление Перуна приведет к гибели целого мира – человек защитит то, что ему по-настоящему дорого, ведь он уже понял, что нет иного пути, кроме служения истине, добру и красоте. Герой сослужит свою службу, найдет тайного отравителя и спасет свою душу. Но ради этого ему придется принести себя в жертву, ведь настоящих свершений без жертв не бывает.

 

Вурдалакам нет места в раю

 

роман, 2 тома

 

Вурдалакам нет места в раю: сказки и мифы волшебной Руси писателя Дениса МорозоваОборотень Горихвост обладает даром – превращаться в волка. Но этот дар оборачивается проклятием. Люди боятся его и гонят из своего общества. Горихвост вынужден жить в зачарованном Диком лесу среди нечистой силы. Его друзьями становятся бес Вахлак, болотник Колоброд, леший Распут и русалка Шипуня. Простодушный, но честный герой находит смысл жизни в том, чтобы беречь лес и всю округу от опасностей. У волости Гремячего Дола нет более верного стража, чем Горихвост.

 

Но настоящее зло скрыто не в мифологических персонажах, а в душах людей, выбравших ложный путь. Деревня Грязная Хмарь содрогается от жуткого злодейства. В страшных мучениях погибает единственный близкий Горихвосту человек – его родной дед, деревенский колдун, которому на хранение отдана колдовская Черная книга. Эта книга дает власть над огненным драконом, ждущим своего часа, чтобы вырваться на волю из заточения и уничтожить округу – Гремячий Дол.

 

Односельчане колдуна переживают шок, но боятся они не злодея, совершившего преступление. Намного больше их пугает, что оборотень Горихвост явится из лесу в облике волка ради лютой и беспощадной мести. И они правы: Горихвост в самом деле приходит, чтобы вывести зло на чистую воду. Вот только мстить кому попало он вовсе не собирается. Его задача – раскрыть убийцу и спасти селян от целой цепочки убийств. Ведь злодей, раз начав свое черное дело, не собирается останавливаться.

 

Жаль, что люди не понимают его чистых намерений. Увидев оборотня, они поднимают панику, хватаются за оружие, лезут в драку. Как вести следствие в нечеловеческих условиях, особенно, если ты вовсе не сыщик, а страж вольных просторов?

 

Путь героя трагичен. Вещая птица предрекает ему погибель. Ему суждено принять смерть от руки любимой, оказаться в ином мире и найти древних богов, ушедших в дальние дали из-за того, что люди перестали в них верить.

 

Но Горихвост не допустит разгула злых сил. Он доведет до конца свое дело, раскроет коварный заговор и предотвратит уничтожение родной округи, а еще встретит любовь, которая но не станет счастливой, но принесет лишь печаль.

 

В электронной форме все книги доступны бесплатно!