Теогония (Происхождение богов)

Автор: 
Гесиод

Происхождение богов в поэме Гесиода "Теогония"

Гесиод: Теогония, или Происхождение боговДревнегреческую мифологию невозможно понять без поэмы "Теогония", или "Происхождение богов", сочиненной одним из древнейших поэтов Эллады - Гесиодом.

Гесиод - первый из древнегреческих авторов, который известен как достоверная историческая личность. До него были лишь легендарные певцы, такие, как Гомер, или безымянные сказители, передававшие народный эпос из уст в уста. Гесиод впервые называет себя по имени.

Сохранилось предание, что однажды на культовых празднествах в честь погибшего царя Гесиод соревновался в стихосложении с самим Гомером, и царь города Халкиды Панед отдал ему пальму первенства за то, что Гесиод рассказывал о мире и земледелии, а не войнах и драках.

Жил этот первый древнегреческий литератор в VIII-VII веках до нашей эры.

В одной из двух своих поэм, Теогонии, Гесиод собрал различные мифы о происхождении богов. Сделать это было непросто, поскольку каждый миф существовал во множестве локальных вариантов, между которыми наблюдались существенные расхождение.

Тем не менее поэт справился с этой задачей. Благодаря ему мы представляем теперь генеалогию древнегреческих богов, ведущих свой род от Хаоса, Геи и Эрота, где Хаос олицетворяет непознанный человеком космос, пугающий своей неизвестностью, Гея выступает олицетворением Земли, рождающей все живое, а Эрот - животворящей силой, энергией, дающей начало жизни. Так генеалогия богов у Гесиода доходит до Зевса и его потомков, которых почитали древние греки и кумирам которых они поклонялись.

Вступление: Денис Морозов

 

Теогония (Происхождение богов)

С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.
На Геликоне они обитают высоком, священном.
Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе
Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник...

* * *

Нежное тело свое искупавши в теченьях Пермесса,
Иль в роднике Иппокрене, иль в водах священных Ольмея,
На геликонской вершине они хоровод заводили,
Дивный для глаза, прелестный, и ноги их в пляске мелькали.
Снявшись оттуда, туманом одевшись густым, непроглядным,
Ночью они приходили и пели чудесные песни,
Славя эгидодержавца Кронида с владычицей Герой,
Города Аргоса мощной царицею златообутой,
Зевса великую дочь, синеокую деву Афину,
И Аполлона-царя с Артемидою стрелолюбивой,
И земледержца, земных колебателя недр Посейдона,
И Афродиту с ресницами гнутыми, также Фемиду,
Златовенчанную Гебу-богиню с прекрасной Дионой,
С ними - Лето, Иапета и хитроразумного Крона,
Эос-Зарю и великого Гелия с светлой Селеной,
Гею-мать с Океаном великим и черною Ночью,
Также и все остальное священное племя бессмертных.
Песням прекрасным своим обучили они Гесиода
В те времена, как овец под священным он пас Геликоном.
Прежде всего обратились ко мне со словами такими
Дщери великого Зевса-царя, олимпийские Музы:
"Эй, пастухи полевые,- несчастные, брюхо сплошное!
Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.
Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!"
Так мне сказали в рассказах искусные дочери Зевса.
Вырезав посох чудесный из пышнозеленого лавра,
Мне его дали, и дар мне божественных песен вдохнули,
Чтоб воспевал я в тех песнях, что было и что еще будет.
Племя блаженных богов величать мне они приказали,
Прежде ж и после всего - их самих воспевать непрестанно.,
Впрочем, ну, как я могу говорить о скале или дубе?
С Муз песнопенье свое начинаем, которые пеньем
Радуют разум великий отцу своему на Олимпе,
Все излагая подробно, что было, что есть и что будет,
Хором согласно звучащим. Без устали сладкие звуки
Льют их уста. И смеются палаты родителя - Зевса
Тяжкогремящего, лишь зазвучат в них лилейные песни
Славных богинь. И ответно звучат им жилища блаженных
И олимпийские главы. Богини же гласом бессмертным
Прежде всего воспевают достойное почестей племя
Тех из богов, что Землей рождены от широкого Неба,
И благодавцев-богов, что от этих богов народились.
Зевса вторым после них, отца и бессмертных и смертных,
В самом начале и в самом конце воспевают богини,-
Сколь превосходнее всех он богов и могучее силой.
Племя затем воспевая людей и могучих Гигантов,
Радуют разум великий отцу своему на Олимпе
Дщери великого Зевса-царя, олимпийские Музы.
Семя во чрево приняв от Кронида-отца, в Пиерии
Их родила Мнемосина, царица высот Елевфера,
Чтоб улетали заботы и беды душа забывала.
Девять ночей сопрягался с богинею Зевс-промыслитель,
К ней вдалеке от богов восходя на священное ложе.
После ж того как исполнился год, времена обернулись,
Месяцы круг совершили и дней унеслося немало,
Единомысленных девять она дочерей народила,
С рвущейся к песням душой, с беззаботным и радостным духом,
Близ высочайшей вершины одетого снегом Олимпа.
Светлые там хороводы у них и прекрасные домы.
Рядом жилища имеют Хариты

Protected by Copyscape Duplicate Content Detector